29.04.2006, 1 День, «Старт забега с препятствиями».

        03.00 Мы в Крыму, пусть пока только на вокзале Симферополя. Пригородные кассы откроются только в 4-е. Пока переписываем расписание туда и обратно и ждем электричку которая будет в 5 часов.

        05.00 Загрузились в электричку, людей не густо. Я ожидал большего наплыва, учитывая толпы рюкзачников на станции. В вагоне по багажу четко видно где матрасники, где вело-байкеры, а где такие как мы - мешочники. Потом с подошедшего поезда подвалил еще народ, некоторым из них пришлось все же стоять.

        05.30 Подъезжаем к долине Альмы. Рассвет. Видимость идеальная. Четко виден Чатыр-Даг, он окружен облаком, как будто в шапке, красиво. И действительно похож на большой шатер. Красив и рассвет, солнце проецируется на облаках в виде алой полосы, в общем, смотреть в окно было интересно. Увы, снимать с движущегося поезда, смысла нет. Но снять на видео нашу команду можно, чем и занялась Натали.

Чатыр-Даг, – Джадир-Даги, Трапезус, Палат-гора обширный горный массив, вытянутый Ю–С, с платообразной двухъярусной вершиной; к ЮВ и ЮЗ заканчивается скалистыми горными мысами Ангар-Бурун и Эклизи-Бурун I. С многих точек обзора выглядит трапецией. К С от Бабуган-яйлы, к З от Демерджи-яйлы, 1) тюрк. чатыр – шатер – однако похож более на палатку; 2) джадир – РПН; 3) ср. греч. трапеза, – трапедза – стол, трапедзион – трапеция; 4) по сходству с палаткой пр. № 3.

        06.15 Приехали в Бахчисарай. А тут совсем и не жарко, однако. Пришлось утеплиться. Разделились, основная группа уехала на прямик к подъему на Чуфут-Кале, а я забежал на автостанцию переписать расписание (нам предстоит много переездов, так что нужно знать, когда можно ждать автобуса), а потом поехал в КСС регистрироваться.

        07.40 Все, оформились, теперь мы туристическая группа №188. Хотя на будущее надо будет придумать ник повеселее (типа «Бродяги из Харькова» :-)). Около дворца увидел вывеску «Дегустация вин», постараюсь сагитировать народ на пьянство при переезде к Мангупу.

        08.00 Крутой участок подъема к Успенскому монастырю. Вот теперь понимаешь: ты точно в Крыму, уже совсем и не холодно, сразу появились лишние шмотки. С непривычки, как раз первый крутой участок к монастырю помогает согреться, провентилировать легкие и почувствовать вес рюкзака. Дальше, уже проще.

Успенский монастырь, конец VIII в., вырубленный в скале монастырь, основанный беглыми византийцами-иконопочитателями. Существовал Успенский монастырь и после захвата полуострова золотоордынцами в 1475 г., причём, становится центром православия и резиденцией митрополита. Возвращаясь с удачных набегов, Хаджи-Гирей-хан делал приношение образу богородицы. В 1778 г. после переселения христиан в Приазовье монастырь опустел, икону Богоматери Одигитрии греки вывезли в Мариуполь. За монастырём по мере сил присматривал специально присланный малоазийский священник, в монастыре помещена икона Успения Богоматери. С 1783 г., после присоединения Крыма к России сюда начали приходить на молебен бахчисарайские греки. Для привлечения же в Крым нового православного населения царским правительством решено провести реставрацию христианских святынь. Учреждается Успенский скит, отреставрированный и отстроенный по инициативе архиепископа Иннокентия. Здесь возводятся три церкви, вырубаются новые кельи для монахов и заново оборудуются старые - всего здесь проживало до 30 монахов. Над окнами пещерного храма на головокружительной высоте засияли выписанные свежими красками фигуры святых. В 1854-1855 гг. в помещениях монастырской гостиницы располагался госпиталь Севастопольской обороны. А в 1921 г. монастырь закрывают, и он на долгие-долгие десятилетия представляет собою «Бесхозно-Бесплатный» музей. С 1993 г. усилиями архиепископа Симферопольского и Крымского Лазаря и трудами игумена отца Силуана здесь возрождается мужской монастырь.

        08.00-09.30 Догнал остальных около источника, зашли со Светой в монастырь. В роли платочка, использовали мою бандану, так что полезно, что на ней не было черепов и прочей не подходящей атрибутики. Если честно, монастырь как-то не произвел большого впечатления. Да интересно, но высоких душевных ощущений как-то и не было. Тут уже сплошной бизнес. Хотя возможно причина в том, что основная часть комплекса недоступна для посещения. Позавтракали на удобной полянке, с которой просматривался Чуфут-Кале. Стояли на развилке балки Марьям-Дере и Исафатовой долины. Нас догнал Леша, ехавший другим поездом, теперь группа в сборе.

Марьям-Дере,Майрум, узкое ущелье между плато Бурунчак по п. борту и Успенской скалой слева, по пути из Бахчисарая в Чуфут-Кале = по назв. бывш. старинного греч. поселения Мариамполь (Девы Марии); тюрк, дере ущелье.

Иосафатова Долина, балка, п. верховье овр. Марьям-Дере; по ней пролегают старинные дороги в городище Чуфут-Кале и находятся два караимских кладбища = в честь долины погребений близ Иерусалима.

Чуфут-Кале, Фуллы, Кырк-Ор, Бутмай, Топрак-Кале, Гевхер-Кермен,пещерный город, общ. площадь 29 га; расположен на плато Бурунчак, отн. вые. 150 м. Основан сармато-аланами в VI - VII вв. как укреплённый монастырь, а позже - аланская крепость, и носила название Фуллы; после разгрома Византии крестоносцами, подвластные территории Таврики разделились на независимые княжества: Кырк-Ор (земли в басе. pp . Кача, Бодрак и Альма) и Феодоро (монастыри, замки, земли в басе. pp . Чёрная и Бельбек, часть Южного берега); в 1299 г. захвачен ногайским беем Яшлавом, который позднее в XIV - XV вв. заселил караимов на окраине; в конце XIV в. временно был столицей Крымского ханства, а после образования новой столицы Бахчисарай в нач. XVI в. в крепости остались лишь караимы, город переименовывают в Чуфут-Кале; в 1852 г. покинут последними жителями = 1) греч. филос высокий, фолиа гнездо (с VI - VII вв.?) 2) кырк сорок; ор, ер ров, укрепление (столица «сорока крепостей» Дори, по Г. де Рубруку) (с XIII в.?), 3) лат. ? ( XIII в.), 4) тюрк, топрак земля; кале, кала крепость ( XIII в.), 5) кр. татар, гевхер драгоценный камень; кермен крепость ( XIII в.), 6) тюрк. чуфут иудей; кале, кала крепость (с XIV в.). В своём археологическом исследовании А. Г. Герцен попытался вернуть древнему городу его былое, утраченное имя, датируемое XVII в.,- Гевхер-Кермен, Крепость драгоценностей.

        10.00-12.00 Поднялись из балки к Потайным воротам. Гуляли по Чуфуту. С рюкзаками согласились остаться Тарас с Олегом. Осмотрели кенасы. Сходив на мыс Бурунчак, нахватали на брюки и обувь клещей, что вызвало бодрое отступление к вещам и ажиотажный спрос на средство от этих кровососов. А ведь встретилось несколько смельчаков, загоравших и дремавших на траве, интересно, они просто не знают про клещей, или готовы к неприятностям. Но главный вывод: средство от паразитов, для похода по Крыму, - необходимая вещь в снаряжении. Сбегали к воротам Восточной стены договориться о выходе через них с охранниками. Попутно прошлись по северо-восточной стороне мыса, фотографировались на фоне Беш-Кош и Цыганской долины. Выход через ворота обошелся в 10 гр, зато не надо обносить рюки. На будущее стоит заиметь метров 10 альпинистской веревки, для преодоления таких мелких преград. Спокойно могли б спуститься со стены. Лишние веселые впечатления.

Потайные Ворота, Малые Ворота, Южные Ворота. Продолжим путь к Потайным Воротам «классически» - по древней дороге, разбитой на четыре марша и вымощенной бутовым камнем. Частично уцелело мощение лишь на двух последних маршах, ныне отремонтированных в почти выдержанном стиле. А «потайные» потому, что увидеть ворота можно, лишь поднявшись и подойдя к ним почти вплотную. Подойти же к воротам можно лишь по дороге, причём на последнем марше нападающие обращены к стене правым боком, неприкрытым щитом. Массивные, оббитые железом дубовые ворота построены, вероятно, в XV в., на месте более древних. Прорвавшись в крепость, враг оказывался в узком, вырубленном в скале коридоре, во время обороны перекрываемом настилом из брёвен, на котором располагались защитники с заготовленными кипящими котлами и грудами камней. Заканчивался коридор четырехъярусными пещерами. По распространённой гипотезе это были оборонительные казематы. Популярную версию полностью отверг А. Г. Герцен. Удобны ли они защитникам - вопрос, но прорвавшимся врагам они явно на руку - место, где можно надолго укрепиться, поджидая подкрепление. Возник пещерный комплекс не в одночасье, а в разные периоды строительства крепости: четырехъярусные - начиная с VI - VII в. по XIV в., когда здесь было аланское поселение, пещеры же слева (у разветвления дорог) - предположительно часть монастыря XI - XIV вв. В XIX в. здесь ещё видели остатки росписи. Когда крепость стала татарской, жизнь монастыря угасла, и (по одной из непопулярных гипотез) в то же время основался Успенский монастырь. В XIV - XVIII вв. пещеры использовались в хозяйственных нуждах - для содержания скота и хранения сена.

Бурунчак, вытянутый ЮВ-СЗ участок куэсты Второй гряды, окаймлённый скальными обрывами, с редколесьями на вершинном плато. Узкая ЮВ-часть занята городищем Чуфут-Кале, у С-подножия расположена окраина Бахчисарая, Староселье = тюрк, бурунчак РПН, бурун нос, мыс, -чык уменьшительный суффикс.( Куэсты – возвышенные гряды с асимметричными склонами (в Крыму обычно южный крутой, северный пологий)).

Большая соборная кенаса ,возведена в XIV в. (но, скорее всего, в XVII в. на месте более ранней постройки). Десять колонн её аркады опираются на украшенный розетками парапет, сложенный из каменных плит. Здесь устраивались праздничные службы, в частности празднование Дарохранительниц. Перед верандой у каменного забора остатки миквы - омовельной чаши. Малая кенаса, Кодэш-Эва (иврит. Дом собрания), ровесница Большой, в 1796 г. капитально ремонтировалась. Предназначалась для ежедневных служб и собраний. Все дела караимской общины решались и вершились только духовными властями. Кенасы убирались коврами, освещались люстрами, в шкафах хранились свитки Торы. В небольшом помещении, ближе к выходу сидели старики, на балконе вверху сидели женщины. Материалы для постройки караимы привезли с покинутого ими Мангупа.

Беш-Кош, Орта-Кая, обособленное лесистое плато со скальными, местами двухъярусными обрывами к С, 3 и Ю. Между долинами Кучук-Ашлама и Биюк-Ашлама = тюрк. 1) беш пять; кош кошара, ставка, 2) орта средний; кая скала, гора.

Цыганская лощина, Биюк-Ашлама, Ханлык-Ашлама - долина в верх. р. Чурук-Су, между плато Бурунчак и г. Беш-Кош, на В- окраине Бахчисарая =2) тюрк, биюк большой; ашлама саженец, привитая культура; 3) тюрк, ханлык место, принадлежащее хану.

Восточные Ворота (Биюк-Капу) построены на изломе XIV - XV вв. и представляют собой выдающуюся впереди стены прямоугольную башню в сечении 5x5,6 м, высотой более 9 м, с арочным проёмом для ворот. Дубовое полотно ворот обшито кованым железом. Над аркой вмурована мраморная плита с вырезанными тамгами «рогатины и щита» - сенак-тамга и калкан- тамга. Длина Восточной Стены 128 м, у Ю- и С-обрывов она имеет угловые башни, а в середине - надвратную башню Восточных Ворот. Снаружи у крепостной стены высечен большой бассейн для сбора талой и дождевой воды.

        12.10 Двинулись по дороге уходящей вниз к Караимскому кладбищу Балта-Тиймез ("Топор не коснется"). Около входа на кладбище устроили привал. Отдыхаем в тенечке. А вот здесь мне очень понравилось. Приятное, душевное местечко. Фотографируем, а Натали снимает на видео интересные места. Городище, как и монастырь, не вызывало ощущение таинственности и нахождения в историческом месте. Возможно из-за толп «матрасников» и множества торговцев сувениров. А кладбище поразило спокойствием и некой основательностью. Сколько труда вкладывалось в то, что б обработать и доставить сюда эти надгробия. И теперь они продолжают стоять, несмотря на множество вандалов и безжалостное время, вызывая уважение к народу, так заботливо относящемуся к памяти своих родных. И нет никакого ощущения места скорби, а скорее спокойствия и мудрости - все там будем.

В густых зарослях вырисовывается древняя каменная арка. Пройдя за неё, входим в пределы караимского кладбища, усеянного надгробными плитами. В основном - это старинные «однорогие» и «двурогие» надгробия из известняковых плит. Более поздние — мраморные с восточными символами смерти и воскресения - кипариса и розы. Сколько их всего? Проследуйте тропой через кладбище, а это не менее полукилометра, и вы увидите, что надгробий гораздо больше, чем можно было себе представить. По данным исследователей, их не менее 5 тысяч. Самое древнее погребение относится к 1249-1250 гг. И поныне с разных краёв везут сюда караимы похоронить своих одноплеменников.

        12.50 Уходим по подъему с кладбища. Наверное, стоило уломать сходить народ к триангулятору горы Чуфут-Кале, но не получилось.

Чуфут-Кале, 564,5 м, гора, вершина плато Бурунчак, на В -бровке, окаймлённой скалами; В -склоны обрывистые, скальные; 3-склон - плавно понижающееся плато, поросшее древовидным можжевельником; в 2,5 км к ЮВ от В-окраины Бахчисарая = по назв. городища, тюрк, чуфут еврей; кале крепость.

        13.00 Идем по спуску в сторону Бешик-Тау. А погодка то уже прям летняя, но идти терпимо. Меня очень выручает вентиляционная система брюк, хотя выгляжу со стороны, наверное, весело. Но народ не возмущается, значит, все в пределах норм морали.

Беших-Тау, Быших-Тау, Масличная гора, лесистая платообразная возвышенность с контурами трапеции; склоны пологие, кроме 3-склона, на котором скальные обрывы. В 2км к Ю от В-окраины Бахчисарая, к ССЗ от г. Тепе-Кермен. Здесь расположены небольшая беседка и источник =1) тюрк, беших колыбель (гора напоминает её, перевернутую вверх дном); may гора, вершина.

        13.03 Повернули на небольшой полянке на спуск к Тепе-Кермен. Добрые люди восстановили стрелку, хотя тропа читается достаточно четко, если смотреть внимательно. Минут через 10 закончили достаточно крутой спуск, если погода дождливая, то он был бы достаточно неприятным. Но за голеностопом желательно в любом случае присматривать.

Тепе-Кермен, 544,1 м, с С и 3 крутая гора, с С и СЗ поросла лесом, усечённый конус правильной формы; наверху в толще скального пласта три яруса вырубленных пещер срв. городища Тепе-Кермен; в 1,5км к ССЗ от нп Кудрино (бывш. Шурю), на п. берегу р. Кача = тюрк, тепе отдельно стоящая гора, вершина; кермен крепость

        13.18 Дальше достаточно приятная и красивая тропа идущая по дну долины. Встречаются камни с довольно забавной формой. С полянок хороший вид на окружающие нас скалы Чуфута и мыс Хыз-Хулен-Бурун, где находятся остатки поселения Кыз-Кермен. Но, увы, нам на нем не побывать, нет времени, но в будущем надо будет обязательно наведаться.

Кермен, лесистое ущелье, между масс. г. Хыс-Хулен-Бурну с 3 и г. Чуфут-Кале с ССВ в верховье, г. Тепе-Кермен с В. Впадает в дол. р. Кача в 0,1 км к В от нп. Машине (бывш. Татаркой) = тюрк, кермен крепость (по назв.прилегающей горы).

Хыс-Хулен-Бурун, Хулен-Бурун, горный мыс, обращенная к Ю заострённая оконечность узкого лесистого плато Второй гряды; на нём руины срв. городища Кыз-Кермен. Над 3-окраиной нп. Машино (бывш. Татаркой), к Ю от г. Бешик-Тау, к ЮЗ, через овраг от г. Тепе-Кермен = тюрк. 1), 2) хыс, кыз девушка; куле, хуле башня; бурну, бурун мыс, гора.

Кыз-Кермен, городище V - XI в., на г. Хыс-Хулен-Бурну = тюрк, кыз девушка; кермен крепость (по легенде). В глаза бросается поросший вал -задернованные остатки крепостной С-стены, перегораживающей мыс в самом узком месте. Длина стены составляла 130 м. Больше оборонительных стен, видимо, и не было, если учесть, что по остальному периметру городище возвышалось над долиной неприступными скалами. Вправо, вдоль остатков стены подходим к «вылазной калитке» - проходу на 3-склоне. Вблизи от неё - спуск в ущелье по, местами сохранившейся, вырубной лестнице. Посмотрите вниз, и убедитесь, что людям прошлого отваги было не занимать.

        13.40 На одной из полянок перед подъемом на седло между Чуфут и Тепе стали на часовой привал. Плотно пообедали. Старательно уничтожали приготовленное еще дома. По такой температуре оно долго не протянет. А набрали прилично, у каждого запасов хватит на себя и еще 1-2 товарищей.

        15.00 Стартуем на Тепе с седловины перед горой. С рюкзаками остается Олег, сказал, что он там уже был. А здесь, возможно, было б пообедать приятнее – хорошие виды, единственный недостаток: ветрено да и других туристов хватает. От полянки, на которой обедали, минут 15 ходу.

        15.50 Закончили обзор городища. Возникает мысль: а какого мы потратили столько времени в Чуфут-Кале, лучше сразу двигали сюда. Тут на много интереснее. Видимость отличная: рассматривали снежники на главном хребте от Чатыр-Дага и до Ай-Петри, если не дальше. Пещеры – супер. Панорама впечатляет. Действительно на такой небольшой площади столько интересного и разнообразного, жаль мало времени. На Тепе смело можно провести несколько часов. Гарантирую, и их покажется мало, лишь бы погода не подвела. Чуфут разрекламирован из-за близости к Бахчисараю и, относительной, конечно, легкодоступности. Практически уже уходя с плато, наткнулись на церковь, о которой много написано в описаниях. Действительно интересная архитектура. Все бежим обратно.

«Пещерный храм с крещальней»По сведениям, храм носил имя святых равноапостольных царей Константина и Елены. Данный памятник примечателен своей архитектурой, аналогов его в Крыму немного – т.н. «анфиладный храм» в Свято-Климентовском Инкерманском монастыре и пещерные храмы у южных ворот пещерного города Эски-Кермен. Особенностью храма является поперечное расположение алтаря, выделенного из общего интерьера храма колоннадой. Археолог А.Л.Якобсон отмечал, что данное архитектурное решение характерно для византийского востока, в отличие от столично-византийского стиля. Восточную часть храма занимает помещение с крещальней – т.н. «баптистерием». Размеры крещальни и её глубина позволяли проводить крещение не только младенцев, но и взрослых людей. Существует предположение, что первоначально помещения баптистерия и храма были изолированы друг от друга и соединены в более позднее время. Это свидетельствует о древнем происхождении храма, т.к. в ранние времена христианства в Таврике некрещеный человек не имел права входить в храм и крещение проводилось в отдельно сооруженных при храмах крещальнях, и только впоследствии крещальни стали принадлежностью храмов. В таком случае архитектура храма имеет своё логическое объяснение. Первоначально были вырублены два скальных помещения – отдельно храм с типичной ориентацией алтарной апсиды на восток и прямыми заплечиками апсид и отдельно - помещение крещальни. В более поздний период эти помещения были объединены в одно и стали храмом с поперечным расположением алтаря. В помещении храма и на привходовой площадке находятся вырубные могилы, в которых в древнее время хоронили наиболее уважаемых людей – священников или ктиторов храма. Интересна также одна из вырубных могил, находящихся на привходовой площадке храма. Она крайняя к северо-западу. Интересна она тем, что имеет два подбоя в стороны от центра. По мнению археологов, занимающихся исследованиями погребений, такой тип могил в горнокрымских некрополях исчезает к середине 1Хв. Следовательно, данное погребальное сооружение можно отнести к этому времени. Использовались вырубные могилы как временное место погребения покойников. По истечении 10-15 лет прах вынимали из могилы и перемещали в специально вырубленные пещеры – костницы. По предположениям историков, данный обряд принесён в Таврику из Сирии и Малой Азии в У111-Хвв. монахами – иконопочитателями, вынужденными бежать из Византии от репрессий иконоборческих властей. Все эти факты позволяют отнести сооружение «храма с крещальней» к концу У111-1Хв. В непосредственной близости от храма, в нижних ярусах расположена группа пещер, которую можно трактовать как монастырский комплекс. Некоторые из пещер служили костницами – в них отмечается наличие большого числа человеческих останков. Наиболее интересна пещера в третьем ярусе. К ней можно спуститься по узкой тропинке от храма. Юго-Восточная стена пещеры разделена двумя полуколоннами, имитирующими иконостас. В левой нижней части вырублена полукруглая ниша, обрамляющая трещину в скале. Из неё, по-видимому, в древности каплями стекала вода, конденсированная в резервуаре на плато. Такие резервуары, заполненные округлыми камнями, служили для сбора конденсационной влаги. Трудно переоценить значение такого источника для безводного плато Тепе-Кермена. Для населения города и монахов он действительно мог играть роль святыни – агиасмы.

Пещерный город Тепе-Кермен до сих пор является одним из самых неисследованных памятников Юго-Западного Крыма. Городище представляет собой систему пещерных сооружений, расположенную на вершине горы-останца. Площадь плато невелика – всего 1,3га. Но на этой маленькой площади сосредоточено более 250 искусственных пещерных сооружений самого различного плана – оборонительных, хозяйственных, культовых. По насыщенности искусственными пещерными сооружениями Тепе-Кермен занимает первое место среди памятников подобного рода, по количеству таких сооружений уступает только Эски-Кермену. Пещеры зачастую составлены из двух-трёх отсеков-комнат, расположены в нескольких этажах. Площадь городища тоже можно разделить на три яруса – верхний – занимающий территорию самого плато, средний, расположенный на скальном «балконе» и нижний – это пещеры, расположенные у подножия скал, в основном на юго-западе, юге и юго-востоке. Очевидно, в древности город делился на «верхний город» или цитадель и посад, расположенный в нижних ярусах у подошвы горы. От пещерного «храма с крещальней» тропа идёт к юго-восточным обрывам Тепе-Кермена и вдоль них к юго-западу. Здесь мы видим типичные для городища остатки скальных подвалов жилых усадеб. Во времена военной опасности они превращались в боевые казематы, обращённые бойницами в сторону обрывов. Данный тип оборонительных сооружений характерен для большинства «пещерных городов» крымского предгорья. Начало строительства городища относится, по-видимому, к концу У1в. Это время характеризуется попытками Византийской империи упрочить своё влияние в Таврике, учитывая нарастание угрозы со стороны кочевой степи. С этой целью проводится политика привлечения местных варварских племён на службу империи в качестве союзников-федератов. Услуги оплачивались метрополией оружием, ремесленными товарами, украшениями и, наконец, деньгами. Тропа проходит по юго-восточному обрыву, минуя многочисленные пещерные сооружения – подвалы усадеб, боевые казематы, стойла для скота и приводит нас к скальному мысу на юго-западной оконечности плато. Здесь когда-то существовал комплекс наземной усадьбы одного из знатных жителей городища. На территории комплекса прослеживаются скальные подвалы, основания наземных построек и небольшой храм, фундамент которого составляют массивные известняковые блоки. На юго-западном скальном мысу находятся остатки скального помещения, очевидно, подвала жилой усадьбы. Часть скальных стен рухнула вниз, оставив лишь небольшую глыбу, вертикально стоящую на краю обрыва. В полу вырублено несколько гнёзд для установки пифосов и амфор – тары для хранения вина и зерна. В таких больших керамических ёмкостях (объём пифосов доходил до 1,3т.) хранилось зерно, сушеная рыба, вода. Слабым местом любой крепости является её водоснабжение. В случае осады эта проблема становилась одной из главных. В горных укреплениях Таврики эту проблему решали по-разному. В крепостях Эски-Кермена и Чуфут-Кале вырубили глубокие осадные колодцы. Мангуп прекрасно снабжался водой из источников внутри крепостных стен и имел глубокий колодец в цитадели. Хазарское городище Кыз-Кермен имело сложные гидротехнические сооружения, для доставки воды из балки Кая-Арасы. Городище Тепе-Кермен также должно было иметь независимый внутренний источник воды. Учитывая слабую археологическую исследованность городища, мы можем предположить, что осадный колодец всё-таки существовал на этом плато, остаётся только найти его. В таких условиях на первое место выходило умелое накопление и использование дождевой и талой снеговой воды. В каждой усадьбе существовали цистерны для сбора воды, по системе желобков и канавок собиравшейся со всей территории городища.

Пещерная церковь, ровесница Успенского монастыря, основана бежавшими иконопочитателями. Помещение церкви высечено в известняковом массиве, размеры 4,5x10,5 м. Но вытянуто не традиционно в длину к алтарю, а в ширину (С-Ю) по обе стороны алтаря, в нижней части которого высечены два одинаковых креста. Молящиеся, видимо, размещались полукругом перед алтарём, окружённым шестью грубо высеченными колонами из цельного камня. Сохранились только три. В передней стене высечен проём для входа в алтарь, а в глубине алтаря под оконным проёмом имеется выступ, служивший жертвенником. У ЮВ-стены храма - две высеченные в полу костницы, над ними трудноразличимые остатки надписи на греческом языке, рядом в углу - вырубленный в виде каменного ящика баптистерий. ** Баптистерий, от латинской формы baptisterium (бассейн в термах) из греческого слова baptisthrion (греч. теплое отделение бани), у древних христиан - крещальня. Первоначально христиане крестили оглашенных в реках и источниках, словом всюду, где находили воду. Затем, во время гонений - в катакомбах, где мы видим первые следы устройства крещален. Наконец, после торжества веры - в особо устроенных для этого зданиях или баптистериях. Потребность в этих зданиях обусловливалась громадным количеством крещаемых в первые века христианства. В современных православно-русских церквах, в виду почти исключительного крещения младенцев, баптистерии заменены купелями.

        16.35 Уходим с седла к Машино. До свидания красавец Тепе. На спуске у Тараса возникают проблемы с пряжкой на поясе. Со спокойным видом, прям на ходу, он тут же все зашил. Силен однако. За час дошли до окрины Машино, где завалились ждать автобуса. Есть еще пару часов светлого времени, так что есть смысл доехать до Предущельного, а не ночивать около Машино (При планировании перврго дня посчитали, что к Машино дойдем к 7-ми). Встанем на ночевку около Качи-Каьон, там вон по карте и родник не далеко.

Качи-Кальон, Качи-Кален, остроугольный горный мыс с мощными скальными обрывами в сторону долины р. Кача, напоминает форштевень корабля; в его гротах находится пещерный монастырь Качи-Кальон. Ю выступ г. Фыцкин-Кая-Баш = 1, 2) тюрк, кача кочевье, качи РПН (осевшее в этих местах киргизское племя), кач бегство, убежище, кр. татар, кач который, арм. хач крест; тюрк, кален РПН.

Качи-Кальон, Анастасьевка, пещерный монастырь IV - XV вв., в пяти естественных гротах у Ю-подножия одноименного мыса, 8 км к Ю от Бахчисарая = 1) тюрк, кача кочевье, качи РПН (осевшее в этих местах киргизское племя), кач бегство, убежище, кр. татар, кач который, арм. хач крест; тюрк, кален РПН, 2) русск. во имя Св. Анастасии ( кон. IX - нач. XX вв.)

        18.25 Попросил водителя высадить нас у родника, подразумевая родник у Качи-Кальон. Про то, что более известен родник у балки Таш-Аир, не знал, на карте ни долина, ни родник не нанесены. Соответственно не мог врубиться, где же пещерный город, в котором собирался «поселить» группу. Ломанулись вверх по балке, нашли паршивенькое место (наклон, плохое укрытие от ветра и чужих глаз, вода аж в километре). В результате, первый вечер получился достаточно нервным, хотя должен бы быть празднованием приезда в Крым. Не захотев тратить полчаса на осмотр окрестностей, потеряли значительно больше.

        С закатом, стремительно похолодало. Вокруг красивые скалы, над нами огромное, звездное небо. Мы в Крыму. Все вяло занимаются лагерными заботами. Усталость все-таки накопилась, я и не надеялся, что мы так много за первый день успеем. Так что группа у нас даже очень и ни чего. Если и дальше так будем двигаться, то должны успеть выполнить все запланированное. Вечером над нами пролетало достаточно много самолетов с отдыхающими в Турцию, Египет, Израиль и т.д.. Все туда, обратно что-то не видать. У каждого свои понятия об отдыхе.

Таш-Аир, узкое извилистое ущелье с лесистыми склонами и скальными стенами над ними; в устье хаос каменных глыб; у выхода в долину, по п. берегу р. Кача, здесь были обнаружены древние наскальные изображения. Близ ЮВ-окраины нп. Предущельное (бывш. Мустафа-Бай + Кош-Дермен), под 3-склоном г. Фыцкин-Кая-Баш = тюрк, таш камень; аир расщепленный, раздвоенный; топон. «теснина, разделяющая две возвышенности».


Days(Text):   Day 01  Day 02  Day 03  Day 04  Day 05  Day 06  Day 07  Day 08  Day 09 

[ Вступление] [Next ]


Days(Photo):   Day 1 Day 2  Day 3  Day 4  Day 5 and 6  Day 7  Day 8 and 9