30.04.2006, 2 День, «День переездов».

        05.15 Разбудило пение птиц и желание пообщаться с природой. Спать уже не охота, лежу, будить соседей по палатке копошением не охота. Палатка 2+1 спокойно вмещает, конечно, троих, но активных телодвижений тогда не допускает.

        05.30 Проснулся и Андрей, вылезли. Провели необходимые утренние процедуры. Посидел, покумекал с картой, понял свой вчерашний ляпсус. Пожурил сам себя за неблагоразумный отказ пройтись немного в противоположную сторону от Предушельного. Потом, раз мы такие ранние пташки, взяли с Андреем пустые баклажки, пошли за водой.

        06.40 М-да, действительно, стоило пройти метров 200 по трассе от родника, и вот он – Качи-Кальон. Ладно, поскреблись с водой обратно к лагерю. К нашему возвращению, лагерь уже понемногу просыпается. Наиболее сознательные даже занялись утренней зарядкой.

        08.50-10.00 Сборы, завтрак. Перед уходом старательно обработались средством от клещей. За 15 минут мы опять у родника, но уже с рюкзаками. Откуда двинулись к Качи-Кальону.

        11.00 Оставили рюкзаки в остатках какого-то строения метрах в 30 над дорогой. Сторожить опять вызвался Олег. Похоже, действительно быть «парашютистом» достаточно муторно. На подъеме в траве встретилось много клещей, но уже как-то и не страшно. Знаем, главное - периодически осматривать обувь и низ брюк.

        11.30 Мы у поселения. Веселенькие «многоэтажки». Здесь был уже не столько оборонительный замок, как Тепе, а именно торговый город. Интересно. Совет на будущее: по возможности хорошо б ночевать таки в Качи-Кальоне. Вода не так уж и далеко, удобно, единственный минус - дров маловато. Полазили по пещерам. Снимали на видео и фото панорамы, виды того заслуживают. Перед уходом приметили не затушенный костер, совместно с Тарасом выступили пожарными. Пещера теперь будет, похоже, достаточно долго необитаема.

        12.00 Дошли до источника. Напились, ополоснулись, вода очень вкусная.От источника не далеко до скита. Пообщался с монахами, действительно идейные, не то что в Успенском. Нужно уточнить, что за обработанные камни лежат у мини монастыря. Все, быстро спускаемся к Олегу.

        13.00 А мы опять у родника у Таш-Аир. Ждем автобуса. На месте стоянки пещерного человека никаких исторических рисунков не наблюдается, зато полно живописи человека современного, той, что очень часто наблюдаем в подъездах. Опять же много самолетов летящих в сторону Турции. А автобуса что-то нет и нет. Ждали почти час, что-то расписание не соответствует реальному движению транспорта. Когда уже у Наташки начало кончаться терпение и она начала собираться двигать в Предущельное подошел автобус.

        14.15 Мы в Бахчисарае. Ну здравствуй цивилизация с пивом, мороженным, чебуреками и другими благами. Я взял билеты на 16.40, Бахчисарай-Залесное. Можно было б и раньше уехать, но ведь есть время погулять по достопримечательностям города. Народ немного повозмущался, но, главное, его получилось соблазнить дегустацией вина у Ханского дворца. Давно об этом мечтал. Вещи оставили в камере хранения. Продавщица в магазине сказала, что туда не далеко, чем убедила народ идти пешком, а не ехать маршруткой. Ну 3 км это не так и много, если большинство желает, то пройдемся.

        15.45 Наконец сели за стол в дегустационном зале. Ха, а желающих то попить вино на так и много, взяли лишь три порции. Беру на себя роль Шурика из «Кавказской пленницы». Выяснил, что у одинарного вина есть аромат, а у марочного - это уже букет, вот! Как-то раньше мне не обращали на это внимания.

        Ну, начнем по порядку:

        1.) «Солнечная гроздь», столовое, сухое. Сухое вино оно и есть сухое вино.

        2.) «Тамянка», полусладкое, белое. Ну, она мне и так нравилась.

        3.) «Красное», столовое, полусладкое. Очень даже ничего, терпкое.

        4.) «Мадера», крепленое. Ну, в общем, просто качественное вино.

        5.) «Малореченское, красное», крепленное, красное. Все сказали: хорошо. Своеобразная смесь вкусовых ощущений.

        6.) «Эски-Кермен», крепленное, десертное. Тоже интересно.

        7.) «Царица ночи», красное, крепленное, десертное. Выпускается в Бахчисарае. Очень интересный букет и хороший вкус. Класс.

        8.) «Бальзам, крымский», 33 травы, крепость 43. Ну, попробуем,….ЭХ-Х-Х!!!! А, не плохо.

        Закончили упражнение.

        16.15 Купили на вечер бутылку «Царица ночи», мы с Шуриком еще немного дегустировали в магазине рядом с дворцом. Цена 0,5-1 гр. за 50 гр. Настроение теперь супер, вот как раз подходящий настрой для посещения Ханского дворца. Но нам туда сильно не хотелось, да и пора спешить на автобус.

        16.33 Загрузились. Водитель берет еще по 1 гр за подвоз к Баба-Дагу или, как более понятно большинству, Мангупу.

Баба-Даг, покоящей на себе руины некогда не менее величественного средневекового города Феодоро, столицы одноимённого княжества, образованного после разгрома Византии крестоносцами, на землях Готской епархии: монастыри, замки, земли в басе, pp . Чёрная и Бельбек, часть Южного берега от Симболона (Балаклава) до Алустона (Алушта). Население составляли аланы, готы, греки, караимы.

Плато Мангуп выше и просторнее окрестных гор, возвышается над долиной на 250-300 м, а высота (над уровнем моря) 584 м. С трёх сторон края плато ограничены скалистыми обрывами высотой 20-30, а местами до 70 м. С С-стороны, где плато прорезано тремя оврагами, четыре мыса прикрыты мощной оборонительной стеной с башнями.

Баба-Даг, Баба-Даги, Баба-Хая, обширное плато-останец, выдающееся к С четырьмя выступами-мысами (3-В): Чамны-Бурун, Чуфут-Чеарган-Бурун, Елли-бурун, Тешкли-Бурун; высшая точка - верш. Мангуп-Кале; на плато руины срв. городища Мангуп-Кале; в 2,5 км Ю от нп. Залесное (бывш. Юкары-Каралез), по п. борту долины Ураус-Дереси = тюрк, баба отец, др. инд. баба мать; даг гора.

Мангуп-Кале, Манкуп, Ман-Кермен, Аргода, Ягуд-Калеси, Феодоро, Дорос, срв. городище на плато Баба-Даг = тюрк. 1, 2, 3) манглюп разгромленный, разбитый, поражённый (топоним появился в 1475 г. после разгрома турками); кале крепость, кермен крепость; 4, 5) яхуди, еуди еврей (здесь была община караимов); колеси крепость (притяж. форма сущ.), 6) греч. Феодор ИЛ, в честь Феодора Гавраса, народного героя, мученически пострадавшего от турок-сельджуков в 1098 г. и причисленного к лику святых (топоним появился в конце XI в.), 7) др. инд. дари пещера, кельт, дурос крепость (топоним появился в V - VI вв.).

Мангуп- столица наиболее крупного государства (княжества) средневековой Таврики. С 1996 г. в списках уникальных мировых исторических древностей ЮНЕСКО. О времени возникновения крепости нет единого научного мнения. По мнению археолога А. Г. Герцена, исследователя памятника, крепость была основана в VI - VII вв. Раннесредневековые укрепления, возведённые во второй половине VI в., практически не сохранились, только археологическими раскопками 1970-х гт. выявлены следы укреплений на мысах Чамны-Бурун, Чуфут-Чеорган-Бурун, в верховьях балки Капу-Дере, построенные в римско-византийских традициях. Пояс стен и башен, отсекающих мысы плато, перегораживая доступ с оврагов построен в XIV - XV вв. и достроен турками. Это т. н. «второй рубеж обороны». «Первый рубеж» природный - это неприступные мысы. Укрепления создавались не сплошной линией, а «узлами» в расселинах и на пологих склонах, дополняя естественные преграды. Поэтому при общей длине оборонительных сооружений в 1500 м, длина оборонительного контура с мысами составляет 6000 м. Мангуп возвышается, господствуя среди трех смежных долин - Каралезской, Джан-Дере и Адым-Чокрайской.

        17.30 Выгрузились, дошли до Хаджи-Сала. Время и силы есть, решаем подниматься на Мангуп. Снимаю панораму, пытаясь захватить все четыре мыса. Красота.

Ходжа-Сала, Коджа-Саласы, Пятихатки, село, расположившееся на берегу, у С-отрога Мангупа = 1, 2) тюрк, ходжа священное; сала село (-сы пртяж. форма), др. инд. сала поток воды, 3) русск. видимо по малочисленности дворов (после эмиграции 1783, 1860 гг.).

Чамны-Бурун, горный мыс с ребристыми скальными обрывами, поросший соснами; крайний к СЗ выступ плато Баба-Даг = тюрк, чам сосна, -ны суфф. прилаг.; бурун мыс.

Чуфут-Чеарган-Бурун, Ишильген-Бурун, горный мыс, поросший лесом, со скальными обнажениями на оконечном С-выступе плато Баба-Даг, второй с 3, между мысами Чамны-Бурун с 3 и Елли-Бурун с В = тюрк. 1) традиционное толкование как «мыс вызова иудеев»: чуфут иудей, еврей, чагран, чагрган призыв; бурун мыс (в этой части города жили караимы), 2) ешиль зелёный; бурун мыс.

Елли-Бурун, Элли-Бурун, Гелли-Бурун, горный мыс, С-скалистый выступ плато Баба-Даг, второй с В, между мысами Тешкли-Бурун и Чуфут-Чеарган- Бурун = тюрк. 1) ель, иелъ, элли ветер, кр. татар, джель ветер, воздух, тюрк. эль (эли притяж форма сущ.) народ, поселение, племя, 2, Ъ)элли эллинский (?); бурун мыс.

Тешкли-Бурун, Тешекли-Бурун, Ташкли-Бурун, узкий горный мыс, на С- оконечности которого в отвесных скальных обрывах виднеется сквозное отверстие, образованное вырубленными пещерами срв. городища Мангуп- Кале, С-выступ плато Баба-Даг, крайний к В = тюрк. 1, 2) тешик дыра, брешь, нора, 3) таш камень; бурун мыс.

Табана-Дере, крутое лесистое ущелье со старинным караимским кладбищем, гротами, родником. На С-склоне плато Баба-Даг, между мысами Чамны-бурун с 3 и Чуфут-Чеарган-Бурун с В = тюрк, табан плоский, подошва, табан РПН, табак тарелка, корыто для водопоя, кожевник, дубильщик (ниже кладбища сохранились следы кожевенного производства, выдолбленные в камнях чаны); дере ущелье, овраг, долина. Табана-Дере,крутое лесистое ущелье со старинным караимским кладбищем, гротами, родником. На С-склоне плато Баба-Даг, между мысами Чамны-бурун с 3 и Чуфут-Чеарган-Бурун с В = тюрк, табан плоский, подошва, табан РПН, табак тарелка, корыто для водопоя, кожевник, дубильщик (ниже кладбища сохранились следы кожевенного производства, выдолбленные в камнях чаны); дере ущелье, овраг, долина.

Гамам-Дере, Хамам-Дере, крутое лесистое ущелье с родником в верховье.На плато Баба-Даг, по его С-склону, между мысами Чуфут-Чеарган-Бурун и Елли-Бурун = тюрк. 1, 2) хамам баня при роднике (по предположению археологов здесь была городская баня); дере ущелье, овраг, долина.

Капу-Дере, крутое лесистое ущелье, по п. борту которого проходит дорога из балки Джан-Дере в срв. городище Мангуп-Кале. На плато Баба-Даг, между мысами Тешкли-Бурун и Елли-Бурун с 3 = тюрк, капу, хапу ворота; дере ущелье, овраг, долина.

        17.45 Начинается собственно подъем. Выбираем ущелье Табана-Дере, что между первым (Чамны-Бурун) и вторым (Чуфут-Чеарган-Бурун) мысами. Подтягиваю шнурки, а то на Качи уже была попытка подвернуть ногу, и на штурм. С нами поднимается велобайкер одиночка, если не ошибаюсь, он поднимался к Чуфут-Кале тоже с нами. Так что мы действительно хорошо идем, раз не отстаем от велосипедистов.

        Группа почти сразу рассыпалась по весу рюкзаков. Сразу видно у кого основной инвентарь. Я, Тарас, Леша и Олег отстаем. Тяжелей всего «парашютисту» Олегу. Маленький рюкзачек на груди – «запаска» ему явно мешает. А у него ведь сегодня еще и день рождения. Притормаживаем, что б не оставлять его одного. Да и отдышаться не помешает. Все, на будущее, нужно жестко подходить к загрузке членов группы. А то одни налегке убегают, а другие отстают, в результате все равно общая скорость падает, как и настроение.

        18.25 Дошли до источника. Встретили разговорчивого караима, м-да, учитывая сколько их осталось, редкая встреча. Еще десять минут подъема и мы выходим на плато. Все, теперь мы на Мангупе. Бросаем рюкзаки у дерева, где обитает «пограничник» - кот, который сразу приступил к своим прямым обязанностям – пошел проверять мешки на предмет провизии. Учитывая вчерашний опыт, разбежались по сторонам в поисках поляны для ночлега.

        19.25-20.05 Решили встать на террасах второго мыса - Чуфут-Чеарган-Бурун. Ну-ну, что-то таки притягивает нас к иудеям. Распаковываемся. Заглянул в записи, оказывается мы находимся на историческом месте, можно сказать, месте основания городища. Опять с закатом резко холодает.

Результатами раскопок последнего времени установлено, что уже в первые века нашей эры на плато Мангупа в районе мыса Чуфут-Чеарган- Бурун существовало поселение. Затем город раскинулся на остальные три мыса, а верховья Табана-Дере превратились в ремесленный район. На мысу Чамны-Бурун до конца существования крепости оставался городской пустырь (по аналогии с другими городищами). При возникновении пещерные города могли устоять лишь, будучи укрепленными поселениями, постепенно превращаясь в города-крепости. Осколки воинственных остготов, теснимые болгарами (волгарами?), в 258 г. заняли горную и прибрежную области Таврики. Так в V - VI вв. возникла небольшая крепость на мысе Тешкли- Бурун, локализируемая как древний Дорос. Захваченный хазарами в конце VIII в., Дорос был разрушен и обезлюдел. Но уже во второй половине IX в. оккупанты ремонтируют крепость, заселяя её выходцами Таматархи (Тмутаракани), в X в. сделав её укреплённым хазарским поселением. В 932 г. Византия предпринимает неудачную попытку вернуть Готию. Однако, это ей удаётся лишь в 965 г., после разгрома ослабленных печенегами хазар киевским князем Святославом. В крепости началось строительство большого города, занявшего со временем почти всю территорию плато. Обновлённой крепости топарх даёт имя Феодоро, в честь своего легендарного дяди, народного героя Феодора Гавраса. В 1204 г. после захвата Константинополя, византийские владения в Таврике номинально переходят в состав Трапезундской империи, но своенравные Гаврасы на дорийских землях основывают княжество Феодоро с одноимённой столицей-крепостью. Всё же оставаясь в вассальной зависимости от Трапезунда, княжество платит ежегодную дань, тем не менее унаследовав ЮЗ -часть территории Готской епархии, первоначально лишь нагорье, а со временем и поморье: Ю-граница проходила по побережью от Симболона (Балаклава) до Алустона (Алушта), с С граница тянулась от Фуны (под г. Демерджи) до Каламиты и проходила чуть ли не под столицей княжества Кырк-Ор. В 1261 г. император Михаил VIII Палеолог восстанавливает Византию, однако монолитность сепарированному государству вернуть так и не удалось, не говоря уже о подопечных территориях. Феодоро номинально признаёт главенство Византии, фактически оставаясь суверенным. К тому времени население княжества составляли готы, огреченные потомки тавров, скифов, сарматов, аланов; были также греки-византийцы, караимы, армяне и татары, принявшие христианство. После вторжения Батыя в 1239 г., когда Эски-Кермен прекращает существование, Кырк-Ор становится главной татарской крепостью, Феодоро изрядно пострадавшее, всё же отстраивается. Строится княжеский дворец, восстанавливается большая базилика Свв. Константина и Елены, укрепляется цитадель. А в Крыму обосновываются вездесущие морские бродяги из Генуи, вытесняя с прибрежных земель (не без поддержки Византии) венецианцев. Орду раздирает междоусобица и её влияние слабеет. Князь Алексей, именовавший себя не иначе как «господином и владыкою Феодоро и Поморья» занят насущными вопросами: восстанавливает княжеский столичный дворец, в 1425 г. строит донжон, в 1426 г. выдаёт дочь Марию за последнего трапезундского царевича. Но самое главное - овладевает выходом к морю и в 1427 г. строит порт Авлита в устье р. Чёрной и крепость Каламиту для его защиты. 29 мая 1453 г. после 53-дневного штурма Константинополь пал под пушками Мехмеда II и отныне стал именоваться Истамбул. Символ Артемиды покровительницы Константинополя отныне стал гербом Турции. А в Феодоро, накануне турецкого вторжения в 1475 г. умирает Исаак. Власть захватывает его племянник, сын Олубея. Узнав об этом, старший сын Алексея Александр вернулся из изгнания и с отрядом в 300 воинов, данных ему шурином Стефаном Великим, господарем Молдавии, высадился в бухте Ласпи, прибыл в Мангуп и отбил у кузена отчий престол. Но уже летом того же года войска Султана, под командованием Великого визиря Кедук-Ахмет-паши, высадились в Крыму, взяли в пять дней Кафу и в начале июля осадили Феодоро. Город и князь Александр со своей молдавской дружиной выдержал пять турецко-татарских приступов, поддерживаемых снятыми с кораблей пушками. По легенде полугодовая осада завершилась взятием города в декабре 1475 г. в результате военной хитрости турок: они притворились отступающими, тем самым, выманив защитников за стены крепости. По иной версии, менее колоритной, исход войны уже был предопределён турецкой артиллерией. Мощь нового оружия, отрепетированная у стен Константинополя, сломила твердыню стен, но не мужество защитников. Феодориты, впервые увидевшие грозное оружие, тем не менее, полгода удерживали напор огненного шквала. Турки, развернули батареи на мысе Ели-Бурун и били шестипудовыми ядрами по стене, перекрывающей верховье Гамам-Дере. Когда стена, перекрывающая верх балки Лагерной, рухнула, гарнизон Алекандра отошёл в цитадель. До последних минут боя здесь работал кузнечный горн, где кузнецы ковали наконечники стрел и копий. Подтянутая к цитадели артилерия взломала последний рубеж обороны. Крепость была предана разграблению, жители истреблены, город сожжён. На территории княжества и генуэзских владений турки создали Мангупский Кадылык, судебно-административный округ с центром на Мангупе, в непосредственном подчинении Османской Империи. Каламита переименовывается в Инкерман, Чембало в Балаклаву, а крепость с тех пор стала именоваться Мангуп-Кале. При турках крепость постепенно ветшает, а в 1493, 1592 и 1593 гг. страдает от сильнейших пожаров, уничтоживших весь город. Крепость теряет свою значимость, превращаясь в незащищённый многонациональный город. В XVI в. возводятся мечеть, синагога, кенаса, отстраивается цитадель. Мангуп был населён греко-готами (Элли-Бурун и до цитадели), караимами и татарами (Чамны-Бурун), турками (цитадель и весь Тешкли- Бурун), и существовал как местечко до первой половины XVII в., хотя жизнь ещё продолжала теплиться вплоть до присоединения Крыма к России. Когда потерпевшие поражение в войне с Россией, турки ушли с полуострова, крепостью недолго завладели татары. А после переселения христианского население в Приазовье, Мангуп покинули и последние жители - караимы.

        20.40-23.20 Праздновали день рождения Олега с фейерверком (вот он чем был загружен), застольем и песнями. Необычайно чистое небо, красивейшие звезды и прекраснейший, чистейший воздух. Впервые, хотя других это не удивило, увидел подсветку неосвещенной стороны луны светом, отраженным от нашей планеты. Да, Мангуп - это здорово!


Days (Text):   Day 01  Day 02  Day 03  Day 04  Day 05  Day 06  Day 07  Day 08  Day 09 

[ Prev ]      [ Next ]

[ Вступление ]


Days(Photo):   Day 1  Day 2  Day 3  Day 4  Day 5 and 6  Day 7  Day 8 and 9